Если хоть в какой-то мере сохранится уважение к праву, то "кина" не будет", досрочные перевыборы в парламент невозможны

Если хоть в какой-то мере сохранится уважение к праву, то "кина" не будет", досрочные перевыборы в парламент невозможны

Выборы закончились на удивление цивилизованно, но страсти в обществе не улеглись. В Украине новый Президент и новая политическая реальность: неопределенная и на данный момент слабо прогнозируемая. Однако я более, чем уверена, что в ближайшее время мы станем свидетелями реализации различных сценариев и домашних заготовок, поскольку изменение политической палитры – это всегда удачное время для пересмотра правил.

К сожалению, подавляющее большинство будет интересовать политическая целесообразность или сиюминутная выгода, но не формирование стабильных политических традиций на основе четко установленной системы права. Надо честно признать, что мы пока живем не в президентской, парламентской или президентско-парламентской республике. Мы “барахтаемся” в ситуативной общественно-политической среде, наполненной “революционной целесообразностью”. Напомню: выборы последних трех президентов каждый раз сопровождались изменением Конституции, полным переформатированием парламента и правительства. Разумеется, это влекло за собой нестабильность и излишнюю нервозность в обществе, что превращало отечественную политическую игру в “игры престолов”.

Поэтому в свете сегодняшних предположений и догадок относительно стратегии новоизбранного президента, я решила проанализировать возможные сценарии развития событий не столько с точки зрения политических аспектов и перераспределения сил и ресурсов, сколько с точки зрения соответствия этих сценариев концепции правового государства.

Наиболее обсуждаемый вариант – это сценарий роспуска парламента. Почему это может быть важно для нового президента? Прежде всего, это возможность для Зеленского проявить себя политическим деятелем, сразу приступившим к делу, выполняющим ожидания большинства украинцев, а именно – осуществившим демонтаж старой политической элиты. Но самое важное: такой ход позволит перенести всю ответственность за текущий момент, на парламент. Попытаемся разобраться в правовой стороне этого сценария. Итак, для досрочного роспуска Парламента необходимы два условия – основание и соблюдение установленных Конституций ограничений по срокам.

Сейчас единственным более-менее реальным основанием для роспуска Верховной Рады может быть отсутствие провластной коалиции. Однако и это основание нельзя рассматривать как однозначное.

В статье 83 Конституции Украины возможность досрочного роспуска Верховной Рады связана не просто с формированием коалиции, но и определяет момент для такого формирования, а именно месяц с момента выборов в Верховную Раду или месяц с момента прекращения деятельности предыдущей коалиции. Абсолютно очевидно, что сейчас нет ни первого, ни второго, хотя разговоры относительно прекращения деятельности предыдущей коалиции ведутся с ноября 2017 года.

Коалиция “отечественного производства” – вопрос “темный” во всех отношениях. И случилось это в 2014 году, когда нормы о необходимости создания коалиции после четырех лет забвения опять заняли свое место в тексте Конституции Украины, но наши народные депутаты то ли нарочно, то ли случайно, забыли внести нужные изменения в Регламент Верховной Рады Украины. Нет их и по сей день.

А значит, абсолютно непонятно как формируется Коалиция. Что подтверждает ее существование? Должно ли существовать какое-то соглашение на сей счет?

В Конституции Украины этих правил нет, да впрочем и не должно быть.

В таких обстоятельствах нет возможности даже судить, что законно, а что нет. Кто сказал, что должны быть какие-то подписи депутатов, входящих в коалицию? А может, это должен быть просто какой-то умозрительный список народных избранников?

Возникает вопрос: чем должен руководствоваться любой суд, принимая решение о том, есть или нет на сегодня коалиция в Парламенте? Вопрос риторический.

Учитывая творческий подход к судебным решениям, предположим, что сегодня кто-то вынесет сомнительное решение о коалиции, и оно через 10-15 дней вступит в законную силу. Что дальше?

А дальше Президент Украины, уходящий или новоизбранный, после консультаций со спикером, должен дать депутатам 30 дней на формирование новой коалиции. И лишь в случае, если она не будет сформирована, Парламент можно распустить.

Что касается сроков, это ориентировочно, 10-12 июня 2019 года. Достаточно ли этого для объявления о досрочном прекращении полномочий? Давайте посчитаем.

“Полномочия Верховной Рады не могут быть досрочно прекращены Президентом Украины в последние шесть месяцев срока полномочий Верховной Рады или Президента Украины” (ст. 90 Конституции Украины).

Простите Петр Алексеевич, Вы вне игры и не можете распустить Парламент. Сделать это имеет право только новоизбранный Президент после инаугурации.

Что касается сроков полномочий Верховной Рады, тут сложнее.

Конституцией четко установлено: срок полномочий Верховной Рады составляет 5 лет.

Полномочия ВРУ начинаются с момента принятия присяги народных депутатов Украины.

По информации на официальном сайте Верховной Рады Украины, присягу нынешние народные депутаты Украины приняли 27 ноября 2014 года, и именно в этот день состоялось первое заседание. Значит, граничная дата, после которой незаконно принимать решение о роспуске Парламента – 27 мая 2019 года.

Иными словами, 10-12 июня, когда фактически могут быть нарушены сроки, определенные формальной конституционной процедурой по формированию новой коалиции, никак не укладывается в достаточный срок для досрочного роспуска Парламента.

Если хоть в какой-то мере сохранится уважение к праву, то “кина” не будет”, досрочные перевыборы в Парламент невозможны.

Но украинские реалии и система права – это две большие разницы, так что все может произойти, и мы сможем дать оценки про отношения между новым Президентом и верховенством права. Каким же может быть ответный ход? Скорее всего в арсенале парламентских стратегов явно просматривается вариант изменения Конституции с урезанием полномочий гаранта и\или принятие закона об импичменте президента. В свете данных перепетий актуальной стала шутка: “Зеленский может стать первым президентом, процедура импичмента к которому может начаться до инаугурации”. Но о правовых перспективах таких сценариев в следующем материале.

Анна Тимошенко, соучредитель ГО “V.I.R.U.”

Коментарі

54321
(0 votes. Average 0 of 5)
Leave a reply

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *